Защита авторских прав       Реклама на сайте        Обратная связь

 

 

 

     

 

 

   

  Яндекс.Метрика

 

last update 05.06.13  12:55

 

www.MB-Info.ru © 2006-2013

 

Лист допуска 352.1 "Система нейтрализации ОГ дизельного двигателя BlueTec (SCR)"

 

 

   Вернуться на главную страницу                       Вернуться в раздел "Масла и рабочие жидкости"                              О сайте                          Справочная

       
1. Применяемость системы SCR

 

  Применяется на типах :

- 164.124/824/825  в сочетании с дизельным двигателем ОМ642 и кодом U42 ;

- 204.904/997  в сочетании с дизельным двигателем ОМ651/ОМ642 и кодом U42 ;

- 212.001/024/026/027/094/201/224/226/227/294  в сочетании с дизельным двигателем ОМ651/ОМ642 и кодом U42 или 067 ;

- 221.026/083/126/183  в сочетании с дизельным двигателем ОМ642 и кодом U42 ;

- 251.124/125 в сочетании с дизельным двигателем ОМ642 и кодом U42 ;

- 166.004/024/824 с двигателем ОМ651/ОМ642 и кодом U42 или U77  ;

здесь следует делать различия - код U42 относится к системе SCR 1-го поколения , U77 - ко 2-му поколению .

Заправочные горловины расположены под поликом багажного отделения ( на типах 164 , 204.9 , 212 , 221 , 251 ) или в выемке заправочной горловины топливного бака ( типы 166 ) .

Бак системы расположен в нише запасного колеса , причем вместо запасного колеса . Емкость бака для типа 164.1 - 28,1 литра ( при ТО максимум , сколько может влезть - 26,6 литра ) ; для типа 164.8 - 33,3 ( 31,7 ) литра ; для типа 212 - 25,5 (24,5 ) литра ; для типа 221 - 25,0 ( 24,0 ) литра ; для типа 251 - 29,0 ( 28,2 ) литра ; для типа 204.901 ( с дизелем ОМ651) - 27,0 литров ;

 

2. Для чего это нужно

 

  Задача - снижение уровня выбросов вредных веществ в составе ОГ до уровня EuroV...EuroVI . С помощью системы , которая носит международное название SCR (от английского Selective Catalytic Reduction ) , а по-мерседесовски BlueTec ,жидкость впрыскивается в выхлопную систему , где , вступив в химическую реакцию с оксидом азота NOx разлагается на азот и водяной пар . Система называется Selective , т.е. избирательной потому , что AdBlue вступает в реакцию не со всеми окислителями подряд , а только с NOx , превращаясь в аммиак NH3 при температурах не менее 170 град.С , 80% которого в свою очередь разлагается на азот и водяной пар в установленном далее катализаторе . Для чего это нужно ? С введением нормативов Euro V ограничение на содержание NOx в выхлопных газах стало жестче : 2,0 г/ кВтч вместо 3,5 г/кВтч для EuroIV. Дизельные двигатели с непосредственным впрыском ( иначе -CDI ) с непременной системой ARF при работе выделяют немалое количество окислов азота NOx , поэтому просто методами оптимизации процесса горения , пассивной нейтрализации продуктов горения было уже не обойтись . Вот и снабдили дизель с сажевым фильтром системой SCR .

Хотя первым серийным БлюТеком был тип 211.024 E300 BlueTec с дизелем ОМ642 ( начало продаж - декабрь 2007 года ) , который обходился без мочевины как таковой . Был еще E320 BlueTec с 648 дизельком , выставленный как демонстрация возможностей осенью 2006 года . Принцип работы был совсем иной - за сажевым фильтром устанавливался накопительный NOх нейтрализатор , далее - нейтрализатор SCR . Система носит общее название DeNOx и обходится без мочевины .

Первыми серийными автомобилями с технологией BlueTec на основе AdBlue стали ML320 BlueTec , GL320 BlueTec и R320BlueTec , которые 19.марта 2008 года с помпой представил Вилли Вебер в Америке , и это при том , что Женевский салон в Европе еще не закончился . На этой троице устанавливался уже знакомый ОМ642 , но подвергшийся серьезным переделкам : он получил новые поршни , иную турбину , измененную картографию блока управления двигателем . Также степень сжатия была снижена с 17,7 до 16,5 .

Изначально Мерседес ориентировал BlueTec для продаж в США , конкретнее - для штата Калифорния , где введены самые жесткие экологические нормы . На какой-то момент компания была впереди планеты всей - еще вовсю господствовал EuroIV , а Блютеки приближались к показателям EuroVI . Но суть не в этом - потихоньку-помаленьку вся эта техника не только путем серого импорта , но и официальных продаж появится и у нас - дизелю без мочевины стандарт Евро 5 просто не выполнить .

В пресс-релизе от 19.марта 2008 года писалось , что потребление мочевины составляет всего около 0,1 литра на 100 км , т.е. бака по всем подсчетам должно хватать на два межсервисных интервала при эксплуатации в России .

 

Система нейтрализации ОГ дизельного двигателя BlueTec

Система нейтрализации ОГ дизельного двигателя BlueTec

Система нейтрализации ОГ дизельного двигателя BlueTec

Система нейтрализации ОГ дизельного двигателя BlueTec

Фото 2.1. Первый серийный BluTec - тип 211.024 E300 BlueTec , правда без применения AdBlue .

Photo:Daimler AG

Фото 2.2. Демонстрация возможностей - E320 BlueTec .

Photo:Daimler AG

Фото 2.3. Схема выпускного тракта типа 211.024 .

Photo:Daimler AG

Фото 2.4. Мировая премьера BlueTec , 19.марта 2008 года .

Photo:Daimler AG

 

 

  Спецификой системы , точнее нейтрализатора системы является повреждение последнего в случае отсутствия впрыска AdBlue в выпускной тракт , т.е. при отсутствии таковой в баке . Поэтому система заранее начинает предупреждать о критичном падении уровня мочевины в баке SCR . Сперва это остаточный пробег в километрах , потом начинает обратный отсчет количества запусков , которые блок управления позволит сделать . Обычно это 20 пусков . В один прекрасный момент Вы не сможете запустить двигатель . Это означает , что в системе остался самый мизер . Для дальнейшего пуска необходимо долить минимум галлон AdBlue ( 3,78 литра или две бутылки емкостью 1,89 л , в которых обычно AdBlue и продается ) . После пуска предупреждение сразу не погаснет - необходимо в движении превысить скорость 15 км/час .

 

Примерная схема системы SCR на примере типа 164.124 приведена на рис.2.5. :

 

Бак имеет достаточно сложную конструкцию . В нем расположены :

1) качающий узел , проще говоря - насос ( с датчиком давления ) ;

2) датчик температуры AdBlue ;

3) три датчика уровня - полного бака , резервного уровня и пустого бака ;

4) нагревательный элемент собственно бака AdBlue ;

5) нагревательный элемент только качающего узла в баке ;

6) нагревательный элемент напорного трубопровода ;

 

3. AdBlue

 

  Вообще AdBlue ( еще имеет наименование AUS32 , иногда NoxCare ) - зарегистрированная торговая марка данного средства . Правами на марку обладает Ассоциация Автомобильной Промышленности Германии (Verband der Automobilindustrie - VDA).

Жидкость должна соответствовать стандартам DIN70070 и ISO22241 и состоять на 32,5% из мочевины (карбамида ) , растворенной в деминерализованной воде . На вид это прозрачная жидкость может чуть желтоватого цвета с нерезким аммиачным запахом ( настолько несильный , что при заправке страдающий насморком ничего и не почувствует) с плотностью , близкой к плотности воды . Процентное содержание карбамида выбрано не случайно - оно обеспечивает минимальную температуру начала кристаллизации .

В плане токсичности - на сайте сказано , что жидкость не представляет опасности для человека и растений . Про собак и пингвинов почему-то ничего не сказано :-) . Производители пишут , что при  попадании на кожу необходимо смыть немедленно смыть ее большим количеством воды , а случайно проглотив - выпить также большое количество воды и обратиться к врачу .

Жидкость недружелюбна к лакокрасочному покрытию автомобиля , обивкам , цветным металлам .

При температуре -12 град.С жидкость замерзает ( начинают выпадать кристаллы) , после размораживания жидкость приобретает свои первоначальные свойства и может использоваться далее . Для примера , при температуре -30 град.С бак AdBlue промерзает насквозь примерно за 2 суток . Для того , чтобы не лишиться функции SCR баки для мочевины сделаны обогреваемыми ( т.е. пока двигатель работает мочевина не замерзнет !) . Кипит AdBlue при температуре 100...103 град.С .

Хранение жидкости AdBlue должно выполняться при температуре не выше 25 град.С . В этом случае срок годности составляет 18 месяцев с момента производства . Если температура хранения выше - срок хранения должен быть сокращен ( так , при температуре хранения 35 град.С срок годности сокращается до 6 месяцев , а выше - жидкость становится негодной примерно в течении двух месяцев ) . При этом она разлагается на гидроксид аммония и СО2 .

 

4. Оригинальные продукты Mercedes Benz из листов 352.1

 

  Жидкость продается в следующих тарах :

- бутылка 1,89 л - предназначена только для дозаправки клиентом . В Россию поставляется с каталожным номером А000 583 0107 12   - стоимость у российского дилера 513,2 руб. по состоянию на январь 2013 года ;

- канистра 5 л - для дозаправки клиентом и использования на СТО . В Россию поставляется с каталожным номером А000 583 0107 09    - стоимость у российского дилера 836,2 руб. по состоянию на январь 2013 года ;

- канистра 10 л - для использования на СТО . В России поставляется с каталожным номером А004 989 0420 12  - стоимость у российского дилера 919 руб. по состоянию на январь 2013 года ;

- канистра 20 л - для использования на СТО . В России поставляется с каталожным номером А004 989 0420 15  - стоимость у российского дилера 1707,2 руб. по состоянию на январь 2013 года ;

- бочка 210 л- для использования на СТО . В России поставляется с каталожным номером А004 989 0420 13 ;

- на заправочных станциях . В Европе колонки имеют маркировку ISO22241 , AdBlue или "Diesel Exhaust Fluid" ("DEF") ;

Для заправки в условиях СТО или клиентом из канистр 5 л...20 л следует использовать одноразовый шланг А000 583 2204 ( цена у дилера - что-то около 480 руб.) . Удобен тем , что исключено переполнение бака и снижается вероятность пролива , т.к. мочевина крайне агрессивна к тканям , пластикам , металлам . Особенно неприятно попадание ее на электронные компоненты и блоки управления - платы приходят в негодность безвозвратно ;

Интересно , что существуют дополнительные фасовки :

- А004 989 0420 11 - цена по немецкому прайс-листу 10,5 Евро ( при том , что такая же 10-литровая канистра с номером А004 989 0420 12 стоит 14 Евро ) ;

- А004 989 0420 12 1111 - цена по немецкому прайс-листу 10,29 Евро ( при том , что такая же 10-литровая канистра с номером А004 989 0420 12 стоит 14 Евро ) ;

- А004 989 0420 25 - цена по немецкому прайс-листу 11,36 Евро ( при том , что такая же 10-литровая канистра с номером А004 989 0420 12 стоит 14 Евро ) ;

- А004 989 0420 13 1111 - цена по немецкому прайс-листу 163,77 Евро ( при том , что такая же 210-литровая бочка с номером А004 989 0420 13 стоит 193,28 Евро ) ;

- А004 989 0420 0013 - цена по немецкому прайс-листу 195,5 Евро ( при том , что такая же 210-литровая бочка с номером А004 989 0420 13 стоит 193,28 Евро ) ;

 

5. Периодичность замены

 

   В ноябре 2012 года произошло изменение периодичности . Ранее каждое второе техобслуживание , т.е. при проведении ТО В требовалось сливать старую жидкость и заливать новую . Начиная с 07.ноября 2012 года требуется лишь долив жидкости до соответствующего уровня при любом виде технического обслуживания  . Т.о. вопросы утилизации старой жидкости больше не стоят перед станциями техобслуживания .

Однако я бы не стал радостно хлопать в ладоши . Свойства жидкости AdBlue от введения сервисного документа не изменились - это надо понимать . Если во всем мире считается , что срок годности жидкости AdBlue не превышает 18 месяцев при температурах не выше +25 град.С ( с момента производства жидкости !!!) , 6 месяцев - при температурах до +35 град.С и не более 2 месяцев , если температура выше 35 град.С , то есть смысл напрячься и своевременно заменить жидкость , если эти временные рамки превышены . Это первое .

Второе - в том же WIS есть четкий документ - AR14.40-P-2041GZB , в котором предлагается проверять концентрацию мочевины в AdBlue . Для этого используется специальный рефрактометр со шкалой Harnstoff-Gehalt (Urea) . Не надо быть полиглотом , чтобы провести параллели между уриной , уреа и мочевиной . Моча ! Понятно , что рефрактометры для антифриза не подойдут . Надо покупать специальный . Рефрактометры делают фирмы Arcarda GmbH ( модель REF113Hgb по цене примерно 70 Евро -оптический ) , Sysmex Nederlands B.V. ( модель PAL Urea AT4518 по цене 249 Евро - цифровой ) , а также наборы фирм Mollenkopf , Leitenberger или Koch+Nagy . Так вот , при концентрации мочевины в жидкости AdBlue ниже 31,8% требуется заменить жидкость на новую ( напомню , что в новой жидкости концентрация не должна быть ниже 32,5 % ) . Встречный вопрос - когда , при каких обстоятельствах следует измерять концентрацию мочевины ? Когда что-то вышло из строя ? Или при каждом ТО ? Опять никакой информации ! Зато сплошь и рядом пишется , что отклонение концентрации от номинала может привести в выходу из строя элементов системы SCR . Пишется также , что в бак ничего засовывать нельзя , т.к. любые загрязнения , а тем более куски ткани , нитки , клочки бумаги приводят к разрушению качающего узла системы . При этом при заправке все должно быть укрыто пленкой и бумагой , т.к. лакокрасочное покрытие авто сильно страдает от попадания AdBlue .

 

6. Послесловие

 

  Автомобили с технологией BlueTec  официально в Россию не поставлялись , поэтому опыта не так и много . Но судя по тем машинам , которые к нам заезжали на ТО , расход составляет 22...24 литра на 10000 км , хотя по информации в интернете расход мочевины составляет 4...5% от расхода бензина для двигателей Euro4 и порядка 6%  для двигателей Euro5 . Существует циркулярное письмо , в котором разъясняются некоторые вопросы , связанные с эксплуатацией в России автомобилей , ввезенных из США . В  письме рекомендуется разъяснять владельцам о нежелательности самостоятельного долива жидкости , т.к. объем бака рассчитан на регулярное обслуживание / заполнение при проведении ТО . Также следует перекодировать систему Assyst на снижение межсервисного интервала до 10000 км в соответствии с требованиями рынка РФ . Смысл письма малопонятен - что , американцу хватает бака AdBlue на 20000 км , а нам в Росиии хватит только на 10000 км ? На самом деле неприятных моментов у владельцев БлюТеков бывает намало - сперва бортовой компьютер пишет о низком уровне мочевины в баке , потом предупреждает о количестве оставшихся запусков . Потом блокирует запуск двигателя . Поэтому есть смысл задружиться с той станцией технического обслуживания , где Вам смогут не только заменить масло в двигателе , но и грамотно выставить уровень в баке с мочевиной и , самое главное - грамотно откорректировать изменение уровня в комбинации приборов , т.к. автомобилю после дозаправки необходимо сообщить , что уровень был изменен.

P.S.: ко мне редко поступают блютековские авто на ремонт , поэтому при первой же возможности сделаю фотоотчет по процедуре обновления информации об уровне в щитке приборов .

 

Система нейтрализации ОГ дизельного двигателя BlueTec

Система нейтрализации ОГ дизельного двигателя BlueTec

Система нейтрализации ОГ дизельного двигателя BlueTec

Система нейтрализации ОГ дизельного двигателя BlueTec

Фото 6.1. Торговое обозначение BlueTec

Photo:Daimler AG

Фото 6.2. Заправочная горловина на типе 164.1 расположена под полом багажного отделения

Фото 6.3. Собственно 10-литровая канистра мочевины AdBlue

Фото 6.4. Собственно 10-литровая канистра мочевины AdBlue