Защита авторских прав       Реклама на сайте        Обратная связь

 

 

 
     
 
 

   

  Яндекс.Метрика

 

last update 05.06.13  13:55

 

www.MB-Info.ru © 2006-2013

 

          

Тормозная жидкость для легковых автомобилей Mercedes Benz - лист допуска 331.0

 

 

   Вернуться на главную страницу                       Вернуться в раздел "Масла и рабочие жидкости"                              О сайте                          Справочная
       

1. Лист допуска 331.0 “Жидкости для гидравлических тормозных систем”

 

Предписывает использовать для всех без исключения автомобилях марки Мерседес Бенц только оригинальную тормозную жидкость А000 989 08 07 . Поставляется в стандартных мерседесовских пластиковых канистрах . Ни один из документов в WIS или другие документы завода-производителя не оговаривают перечень аналогов , производимых иными изготовителями тормозухи . Т.е. этот лист допуска один из самых фривольных - лей , что хочешь , лишь бы соответствовало стандарту “DOT4 plus” ( SAE J1703/1704 ) , т.к. все тормозные жидкости состоят из эфиров полиэтиленгликоля с пакетами присадок . Или наоборот очень строгий - ничего , кроме оригинальной жидкости ?

Причин такого попустительства со стороны Daimler много :  класс DOT4plus ( иногда называется DOT4.5 или DOT4+ ) вообще не зарегистрирован DOT ( Department Of Transportion - Транспортная инспекция США) и FMVSS  (Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей) . Существуют классы DOT3 , DOT4 , DOT5 и DOT5.1 . Такого класса как DOT4plus просто нет . Так случилось , что производители совершили серьезный скачок в характеристиках своих продуктов для тормозных систем , но новый класс DOT5.1 был еще не придуман , да и имеет столь высокие требования , что продукты DOT4+ и не дотягивают до него . Вот и придумали производители промежуточную градацию - лучше DOT4 , но не дотягивает до DOT5.1 . Соответственно Daimler и рад бы назначить заменители своей тормозной жидкости , но такого класса у сертифицирующих органов не существует . Поставить аналогами жидкости DOT4 тоже нельзя - их параметры заметно хуже "выдуманного" класса DOT4plus . Посему лист допуска 331.0 пустой - вся ответственность переложена целиком на плечи производителей жидкости . Были бы жесткие требования по параметрам - часть продуктов туда не попала бы , другие без сомнения получили бы сертификацию . А так получается , что написав на банке "DOT4+" производитель говорит , что его жидкость превышает требования DOT4 .

 

 Поскольку в области сертификации тормозных жидкостей творится полный бардак , то приходится рассматривать требования самых различных сертифицирующих структур . На данный момент самым последним и продвинутым по требованиям является стандарт ISO-4925 ( превышает  даже требования DOT5.1 ) . Издан в 2005 году и содержит 6 классов для тормозных жидкостей .

 

тормозная жидкость A0009890807 для автомобилией Mercedes Benz

тормозная жидкость A0009890807 для автомобилией Mercedes Benz

 

 

Некоторые помнят еще такую упаковку ( 0,75 л )

новая упаковка 1 литр

 

 

 

2. Замена тормозной жидкости

 

Первое и самое главное - соблюдать правило замены тормозной не реже одного раза в два года . И это не только очередное проявление гипертрофированного немецкого «порядок есть порядок , а безопасность – есть безопасность» .  Просто данная жидкость необычайно гигроскопична ( впитывает влагу из воздуха ). В итоге при динамичном стиле вождения насыщенная водой жидкость может закипеть , что приведет к образованию паровых пробок .  Кроме того вода отнюдь не способствует увеличению жизни тормозных цилиндров , т.е. приводит коррозии и , как следсттвие - к заклиниванию.

 

. Заправочные объемы тормозных систем сильно разнятся от 0,45 литра до 2 литров . Решающим является главным образом тип системы контроля тягового усилия . На машинах с ABS это 0,45 л , на машинах с SBC (типы 211,219,199 и 230) это  2 литра . На остальных (ETS , ASR , ESP) - от 0,6 до 0,9 литра . Исключение - автомобили заводского бронирования ( коды 979 , Z04 и Z07) . Там система принципиально другая и объемы иные .

 

Следует иметь в виду , что приведенные выше объемы – это лишь емкости систем . При замене тормозной жидкости  проливается примерно по 200 г с каждой точки прокачки , т.е. для замены жидкости Вам понадобится на одну банку жидкости больше . На бронированных а/м прибавляйте еще литра 2 ( там точек поболее будет) .

 

Замена тормозной жидкости .

Периодичность замены  тормозной жидкости  для автомобилей без Assyst Plus - раз в два года , о чем раньше делалась отметка в старых-старых сервисных книжках на странице 68 ( смотри нижнее фото слева ) . На автомобилях с системой Assyst Plus - согласно требований системы , но не реже одного раза в два года ;

 

Очень удобно менять жидкость при помощи аппарата высокого давления ( точнее без него она вообще затруднительна) . Исключения составляют автомобили , на которых замену лучше выполнять на специализированных ( имеется ввиду мерседесовская специализация) :

1)  автомобили с кодом 979 или Z07 ( штатное бронирование) . Их тормозная система уж очень оригинальна . Лезть в нее не стоит , даже если Вы считаете себя профессионалом очень высокого полета . Это - удел официальных дилеров : ответственность уж очень высока !

2)  на типах 140 ( с кодом 472) , 210.072 и 129.067/076 ( с кодом 472) оборудованных системой ESP , замена жидкости и удаление воздуха из системы возможна только на СТО , оборудованных диагностическими приборами типа ННТ или Стар Диагноз по специальной программе ( смотри документ AP42.00-P-4280A  в WIS ) - проблема главным образом в наличии насоса М15 ( стоит под передним левым крылом , который без диагностического прибора запитать затруднительно , а без этого замена жидкости , а возможно и удаление воздуха будут неполными ) . При использовании же диагностических приборов прокачка идет по специальной программе , пошагово ;

3)  на автомобилях А-класса (W168) , снабженных системой автоматического сцепления AKS ( ручка – как у обычной механики , но педалей всего две ; в карте данных - код 421 ) , использование аппарата высокого давления для замены тормозной жидкости строжайше запрещено . Причем замену жидкости в тормозной системе необходимо совместить с заменой жидкости в системе сцепления - опять же с помощью HHT или StarDiagnose , поскольку обе системы имеют общий бачок , правда разделенный перегородкой ;

4) на типах 211 , 219 , 230 и 199 , оборудованных системой SBC (выполнить работу без Стар Диагноз попытаться можно , но это преступно по отношению к клиенту и тем , кто рядом с ним на дороге ) . Система эта- тема для отдельного рассказа . Как бы жаба не душила , замену тормозной жидкости на этих автомобилях необходимо выполнять строго раз в два года и обязательно у официального дилера с последующим хранением счета с чеком до начала проблем с гидравлическим блоком SBC .

Коротко суть проблемы SBC : после выработки заданного ресурса ( блок сам оценивает большое количество параметров - время работы насоса , время работы вхолостую , время выбега , количество включений , количество нажатий педали и т.д. и т.п.) на дисплее комбинации приборов загорится либо белым что-то вроде "Service Brake" либо красным знак "Стоп" . Не факт , что проблема именно в насосе , но выяснить это можно только с помощью диагностики . Если а/м не оборудован противоугонкой "Техноблок" ( врезается в тормозную систему) , имеет честный пробег и , одно из первых требований , своевременная замена тормозной жидкости ( работы , выполненные не у официального дилера - не в счет) , то мы имеем очень большой шанс получить и новый блок и работу по его замене бесплатно ( очень , кстати вежливо со стороны МБ) . Суммарная стоимость всей этой любви колеблется в районе 2...3 тысяч евро . Поэтому не экономьте . На автомобилях 211 и 219 начиная с MoPf система SBC была заменена на ABR , более привычную нашему пониманию .

 

 

 

Стр.68 сервисной книжки , которая применялась еще для типа 210

Страница 18 сервисной книжки образца 2011 года

 

 

 

3. О тормозной жидкости вообще

 

Из большого количества параметров тормозной жидкости следует рассматривать :

- как важнейший параметр - температуру кипения . Приводятся обычно две температуры кипения - новой тормозной жидкости и жидкости , содержащей 3,5% влаги ( такая жидкость называется "увлажненной" ) , т.е. проработавшей примерно 1,5...2 года . Так вот - новая жидкость закипает при 250 град.C , "увлажненная" - уже при 155°C ;

- вязкость . Слишком вязкая жидкость будет с трудом прокачиваться по трубопроводам , увеличивать время запаздывания срабатывания тормозов и реакции систем контроля тягового усилия . Слишком жидкая жидкость увеличивает вероятность течей ;

- гигроскопичность . Жидкость , вобравшая в себя большое количество влаги раньше закипает , сильнее густеет при низких температурах , хуже смазывает подвижные детали тормозных механизмов , провоцирует образование коррозии на алюминиевых и чугунных деталях тормозных механизмов  ;

 

Для сравнения приведу технические характеристики и описание тормозных жидкостей класса DOT 4 , DOT4 Plus , DOT 5.1 весьма достойного производителя Pentosin .

 

  Основу тормозных жидкостей класса DOT4 и DOT4Plus ( DOT - Department Of Transportion - американская транспортная инспекция ) составляют полиэтиленгликоль с полиэфирами борной кислоты . Самое скотское , что стандарт DOT4Plus не классифицируется американским стандартом . Скорее это ход производителей , выделивших в одну группу более продвинутые , а значит и более дорогие жижи . Обе жидкости - и DOT4 и DOT4Plus соответствуют стандартам SAE J1703 и SAEJ1703 (SAE – Общество автомобильных инженеров (США), ISO (DIN) 4925 (ISO (DIN) – Международная организация по стандартизации) и FMVSS №116 DOT4(FMVSS – Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей) .

Вообще этот пресловутый DOT4Plus - вещь неприкаянная . Проблема кроется в том , что он реально лучше , чем жидкости DOT4 , но недотягивает до DOT5.1 . У каждого производителя - свой скелет в шкафу . У кого-то нет пакета антикоррозионных присадок ( которые в обязательном порядке дожны быть в DOT5.1 )  или просто по каким-то параметрам жидкость не прходит при сертификации в класс DOT5.1 , а продавать ее по цене DOT4 производитель не хочет . Вот и придумали сами же производители еще один подкласс , в который никто не сертифицирует .

 

4. Некоторые аспекты использования тормозных жидкостей

 

Несколько моментов , правил при работе с тормозными жидкостями класса DOT4Plus , лист допуска 331.0 :

 

  Не рекомендуется использовать жидкость из тары , открытой 6 месяцев назад или более ;

Не рекомендуется ( не допускается ) смешивать тормозные жидкости разных производителей , даже соответствующие стандарту DOT4Plus (акцентирую еще раз внимание на том , что здесь , ранее и далее речь идет только об автомобилях Mercedes Benz и о применяемых в их тормозных системах жидкости класса DOT4Plus ) . Это приведет к снижению показателей ( например точки кипения , вязкости и пр. ) из-за различных пакетов присадок , которые могут взаимно повлиять друг на друга , причем не лучшим образом . К сожалению этого правила не придерживаются нигде , в т.ч. в сервисных центрах официальных дилеров . Следует заметить , что к повреждению элементов тормозных систем , потерям каких-либо функций это не приведет . Просто примите для себя за правило использовать оригинальную тормозную жидкость . Это не так дорого ;

 

  Не допускается смешивать , доливать в бачок тормозной системы , или использовать при замене тормозныежидкости класса DOT3 , т.к. последние считаются устаревшими и не отвечают условиям и требованиям эксплуатации автомобилей Mercedes Benz . Для примера - температура кипения жидкостей DOT3 - порядка 205 град.C , а DOT4Plus - свыше 260 град.C  . Кроме того некоторые производители использую для производства DOT3 не полиэтиленгликоль , а полиалкиленгликоль . Данных о взаимодействии эластомеров с полиалкиленгликолем у меня нет , но думаю, что проблем быть не должно , а вот свойства коктейля из полиэтиленгликолевой ТЖ , в которую долили полиалкиленгликолевую могут оказаться просто непредсказуемыми .

 

  Не допускается смешивать , доливать в бачок тормозной системы , или использовать при замене тормозные жидкости класса DOT4 , т.к. последние считаются устаревшими и не отвечают условиям и требованиям эксплуатации автомобилей Mercedes Benz . Для примера - температура кипения жидкостей DOT4 - до 260 град.C , DOT4Plus - свыше 260 град.C . Хотя это не правило : зачастую в угоду другим характристикам производители жертвуют температурой кипения . У того же Пентосина температура кипения DOT4- более 265 град.C , а у DOT4Plus - более 260 град.C . Зато увлажненная , т.е. изрядно поработавшая жидкость DOT4Plus закипит на 15 градусов позже - при 180 град.C против 165 град.C у DOT4 . Короче DOT4 использовать нельзя , хотя эти жидкости абсолютно смешиваемы между собой в химическом плане , обе соответствуют стандартам SAE J1703 / J1704 , FMVSS No.116 DOT4 , SAE 4925 Class 4 . Скажем так - если вдали от дома и цивилизации пришлось заниматься ремонтом тормозной системы , а под руками не было тормозной DOT4Plus , то можно залить DOT4 . Только потом следует в самое ближайшее время жидкость в системе заменить ;

 

  Не допускается смешивать , доливать в бачок тормозной системы , или использовать при замене тормозные жидкости класса DOT5 , т.к. жидкости DOT5 являются силиконсодержащими . При смешивании жидкостей DOT5 с другими как правило происходит расслаивание смеси . Стандарт  FMVSS No.116 требует окрашивать силиконсодержащие тормозные жидкости в красные цвета . Зачастую используется аббревиатура SBBF ( Silicon Based Brake Fluids) . У жидкостей DOT5 есть свои преимущества :

- они не разъедают краску ;

- не поглощают воду ( сомнительное преимущество , плавно переходящее в недостаток) . Срок службы может доходить до 10...15 лет ;

- совместимы с любыми резино-техническими изделиями , т.е. не агрессивно к ним . В первые годы внедрения стандарта были жалобы на разбухание РТИ , но это присуще скорее ранним , неотработанным композициям . Сейчас все это в прошлом .

Есть и недостатки :

- жидкость "сжимаема" ( из физики мы все знаем , что жидкости несжимаемы , но DOT5 склонна к аэрации , т.е. насышению воздухом ) , поэтому тормозная педаль при использовании DOT5 намного мягче и не желательно ее использовать в автомобилях с электронными  противобуксовочными и антиблокировочными системами ;

- температура кипения DOT5 намного ниже , чем у DOT4Plus ;

- поскольку она не гигроскопична , т.е. не растворяет воду , последняя скапливается пузырьками в одном месте , вызывая местную коррозию и образуя ледяные пробки зимой ( что нминуемо приведет в аварийной ситуации ) ;

- она дороже примерно в два раза относительно DOT4 ;

Единственный вариант использования тормозной жидкости DOT5 - полная переборка всей тормозной системы ;

 

Что касается тормозных жидкостей класса DOT5.1 - то здесь ситуация пока не разрешенная заводом . Опасения покупателей вызваны названием , т.к. логично было бы предположить , что DOT5.1 - это развитие или вариант DOT5 , силиконовой тормозухи . Но это абсолютно разные жидкости . Правильнее было бы назвать ее DOT4.1 . Она такая же желтая , также имеет гликолевую основу , как и DOT4Plus . Все производители жидкостей пишут в своих аннотациях , что 5.1 и DOT4Plus абсолютно смешиваемы между собой , по меньшей мере в рамках одного производителя . Для DOT5.1 иногда используют обозначение NSBBF ( NonSilicon Based Brake Fluid ) . Обладают продвинутыми параметрами - температура кипения более 275°C , кипения "увлажненной" жидкости - 175...200°C . Жидкости DOT5.1 более гигроскопичны , но также и более насышены присадками - поэтому могут служить до 4...5 лет . Из недостатков - высокая цена , гигроскопичность . Подитоживаю - согласно рекомендаций заводов - изготовителей тормозной жидкости DOT 5.1 смело можно доливать или просто использовать вместо DOT4Plus . Техническая же документация Mercedes Benz молчит на эту тему . Т.е. нельзя смешивать ? Или научные изыскания и испытания длятся так долго ?