Защита авторских прав       Реклама на сайте        Обратная связь

 

 

 
     
 
 

   

  Яндекс.Метрика

 

last update 05.06.13  12:55

 

www.MB-Info.ru © 2006-2013

 

Топливо для бензиновых двигателей легковых автомобилей Mercedes Benz

 

   Вернуться на главную страницу                       Вернуться в раздел "Масла и рабочие жидкости"                              О сайте                          Справочная
       

1. Требования к бензинам со стороны завода-изготовителя

 

Требования к топливу для бензиновых двигателей определяются листом допуска 122.2 ( правильнее сказать спецификацией , т.к. здесь нет перечня продуктов по производителям , имеющем допуск завода-изготовителя для применения в автомобилях Mercedes Benz ) . В таблице 1 приведены параметры , которым должен соответствовать бензин - без разницы где -Германия это или США или Россия . Кроме того , существует лист допуска 121.0 , где написано еще проще : все бензины должны соответствовать европейскому стандарту DIN EN228 и быть не этилированными ( этилированный бензин полностью запрещен с конца 1996 года ) ;

 

Параметр

Тип бензина

Метод испытаний

Super

SuperPlus

Normal

Плотность ( при 15 град.С) , кг / м.куб.

720--775

ISO 3675

Октановое число , мин.

ROZ (исследовательский метод )

95

98

91

Pr En ISO5164

MOZ ( моторный метод )

85

88

82

Pr En ISO5163

Максимальное содержание свинца , г/л

0,05

ISO237

Фракционный состав : объемная доля испарившегося бензина, %, при температуре:

до 70 град.с (E70)

летнее топливо

20-48

ISO3405

зимнее топливо

22-50

топливо переходного периода

20-50

до 100 град.с  (E100)

летнее топливо

46 - 71

зимнее топливо min

 

до 150 град.с min (E150)

75

конец кипения , °С, не выше

210

остаток в колбе, % (по объему), не более

2

Давление насыщенных паров DVPE , кПа

летнее топливо

45 - 60

prEN 13016-1

зимнее топливо

60 - 90

топливо переходного периода

60 - 90

Максимальный индекс паровой пробки ( = 10DVPE + 7*E70 ) для топлива переходного периода

1150

 

Остаток при выпаривании , мг / 100 мл  , макс.

5

EN ISO 6246

Объемная доля бензола, %, не более

1

EN 238

Объемная доля углеводородов, %, не более

олефиновых

18

 

21 (18*)

ASTM D 1319 (mod.)

ароматических

42 (35*)

Массовая доля серы , % , не более

0,005*

EN 24260 , EN ISO 14596

Коррозия медной пластинки , макс

1

ISO 2160

Устойчивость к окислению, мин, не менее

360

ISO 7536

Объемная доля ок-сигенатов , %, не более

метанола (MEOH)

3

EN 13132

этанола (ETOH)

5

2-пропанола (IPA)

10

2-метил-2-пропанола (TBA)

7

2-метил-1-пропанола (IBA)

10

эфиров (С5 и выше)

15

других оксигенатов

10

Массовая доля кислорода, %, не более

2,7

начиная с 1.1.2005: от 0,005 до 0,001; начиная с 1.1.2009: 0,001 массовой доли , % , не более .

 

Различия в октановом числе бензина , измеренные исследовательским (ROZ) и моторным методом (MOZ) объясняются принципиально разными условиями экспериментов . При исследовательском методе частота вращения двигателя постоянная (600 об/мин.) , постоянный угол опережения зажигания 13 град. до ВМТ и температура готовой смеси 52 град.С . При моторном методеиспользуется частота вращени 900 об/мин., переменный угол опережения зажигания и температура смеси 149 град.С.

Если кому-то стало интересно прочитать побольше , что какой параметр значит - обращайтесь к документам 110.1 , 112.0 , 119.0 , 121.0 , 121.1 , 125.0 , 126.0 .

 

2. Требования к бензинам российского рынка

 

Требования в бензинам российского рынка определяются "ГОСТ Р 51866-2002 Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия" , выдержки из которого я и приведу в этом разделе . Приводить весь документ нет смысла - любой найдет в интернете . Приведу лишь наиболее интересные моменты .

ГОСТ Р 51866-2002 ( ЕН 228-2004 )

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Топлива моторные ( БЕНЗИН НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ) " , Технические условия

Предисловие

Разработан : Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», ОАО «ЛУКОЙЛ» ;

Внесен : Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» ;

Принят Постановлением Госстандарта России от 31 января 2002 г. № 42-ст , введен в действие 01.07.2002 ;

Настоящий стандарт соответствует европейской нормали ЕН 228-2004, принятой Европейским комитетом по стандартизации 24.12 2003 г., с дополнительными требованиями, учитывающими потребности экономики страны ; в настоящий стандарт включены требования Европейской Директивы по топливам 98/70/Ес ;

 

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины (далее - бензины), поставляемые на экспорт и российский рынок и предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине.

Дополнения, отражающие потребности экономики страны, выделены курсивом.

Настоящий стандарт устанавливает следующие марки бензинов - Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95, Супер Евро-98 и их виды - I , II , III .

Пример условного обозначения продукции при заказе и в технической документации:

«Бензин неэтилированный Супер Евро-98 вид I по ГОСТ Р 51866-2002».

Бензин не должен содержать металлосодержащие присадки.

 

3.Технические требования

3.1 Физико-химические и эксплуатационные показатели бензинов приведены в таблице 1 :

Таблица 1 - Требования к бензинам марок Премиум Евро-95 и Супер Евро-98

Наименование показателя

Значение

Метод испытания2)

1 Октановое число, не менее:

 

По ГОСТ Р 52947 или ГОСТ 8226

- по исследовательскому методу3)

95,01)

- по моторному методу3)

85,01)

По ГОСТ Р 52946 или ГОСТ 511

2 Концентрация свинца, мг/дм3, не более

5

По ГОСТ Р ЕН 237 или ГОСТ Р 51942

3 Плотность при температуре 15 °С3), кг/м3

720-775

По ГОСТ Р 51069 

4 Концентрация серы3), мг/кг, не более:

 

 

вид I11)

150

По ГОСТ Р 52660

вид II

50

По ГОСТ Р 52660

вид III

1010)

По ГОСТ Р 52660

5 Устойчивость к окислению3), мин, не менее

360

 

6 Концентрация смол, промытых растворителем, мг 100 см3 бензина3), не более

5

По ГОСТ 1567

7 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С)3), единицы по шкале

Класс 1

По ГОСТ 6321

8 Внешний вид

Прозрачный и чистый

Визуальная проверка

9 Объемная доля углеводородов3), %, не более

 

По ГОСТР 52063, ГОСТ Р 52714 (метод Б)

- олефиновых

18,0

- ароматических:

 

вид I

42,0

вид II

35,0

вид III

35,0

10 Объемная доля бензола3), %, не более

1,0

По ГОСТ Р 52714 (метод Б), ГОСТ 29040

11 Массовая доля кислорода3), %, не более

2,7

По ГОСТ Р ЕН 13132, ГОСТ Р ЕН 1601, ГОСТ Р 52256

12 Объемная доля ок-сигенатов3), %, не более

 

По ГОСТ Р 52256, ГОСТ Р ЕН 13132, ГОСТ Р ЕН 1601

- метанола7)

3

- этанола8)

5

- изопропилового спирта

10

- изобутилового спирта

10

- третбутилового спирта

7

- эфиров (С5 и выше)

15

- других оксигенатов9)

10

1) Бензин марки Супер Евро-98 вырабатывают с октановым числом 98 по исследовательскому методу (88 - по моторному) и показателями качества, установленными в таблице 1 .

2) См. пункт 6.2 .

3) См. пункт 6.3 .

4) Объемную долю оксигенатных соединений определяют по методу, приведенному в приложении А [ 21 ], пункт 13.2.

5) Если в испытуемом образце содержится этилтретбутиловый эфир (ЭТБЭ), зону ароматических углеводородов определяют по розово-коричневому кольцу, при отсутствии ЭТБЭ используют зону ниже красного кольца. Наличие или отсутствие ЭТБЭ может быть определено по методу, приведенному в 6).

6) Используют метод, приведенный в приложении А [ 21 ], без факультативного этапа депентанизации. Пункты 6.1 ; 10.1 и 14.1.1 метода не используют.

7) Должны быть добавлены стабилизирующие агенты.

8) Могут быть добавлены стабилизирующие агенты.

9) Другие моноспирты и эфиры с температурой конца кипения не выше указанной в таблице 3 .

10) В паспорте качества норму содержания серы не более 10 мг/кг следует маркировать как «отсутствие».

11) Допускается производство бензина со значением по показателю «Концентрация серы, не более» 150 мг/кг до 31.12.2009

Примечание - В автомобильном бензине, поставляемом на российский рынок, должны отсутствовать железо, марганец, свинец и метанол. За отсутствие железа (по ГОСТ Р 52530 ) принимают концентрацию менее 0,01 г/дм3, марганца (по ГОСТ Р 51925) - менее 0,25 мг Мп/дм3, свинца - менее 2,5 мг/дм3, метанола - менее 0,17 % масс, или 0,17 % об.

 

 

Таблица 2 . Разделение по классам испаряемости

Наименование показателя

Значение для класса

Метод испытания1)

А

В

С и С1

D и D1

Е и Е1

F и F1

Давление насыщенных паров (ДНП), кПа:

не менее

45,0

45,0

50,0

60,0

65,0

70,0

По ГОСТ Р ЕН ИСО 13016

не более

60,0

70,0

80,0

90,0

95,0

100,0

Фракционный состав3): объемная доля испарившегося бензина, %, при температуре:

70 ° С (И70)

20,0-48,0

20,0-48,0

22,0-50,0

22,0-50,0

22,0-50,0

22,0-50,0

По ГОСТ 2177 (метод А)

100 °с (И100)

46,0-71,0

46,0-71,0

46,0-71,0

46,0-71,0

46,0-71,0

46,0-71,0

150 ° с (И150), не менее

75,0

75,0

75,0

75,0

75,0

75,0

конец кипения, °С, не выше

210

210

210

210

210

210

остаток в колбе, % (по объему), не более

2

2

2

2

2

2

Максимальный индекс паровой пробки2) (ИПП , где ИПП = 10ДНП + 7 (И70)

А

В

С1 1050

D 1 1150

Е1 1200

F 1 1250

 

1) См. пункт 6.2 .

2) Для бензинов классов А, В, С, D , Е и F индекс паровой пробки не нормируется.

3) См. пункт 6.3 .

 

Чтоб было понятно - бензины A,B,C,D используются в летний период времени ; C1 , D1 , E1 , F1 - в переходный весенний / осенний период ; бензины C , D , E , F - в зимний период . Для Москвы и Санкт-Петербурга летний период длится с 01.мая по 30.сентября ( используется бензин В ) , зимний - с 1.ноября по 31.марта ( используется бензин D ) , в переходные периоды поставляется бензин D1 ; для северных регионов летом считается период с начала-середины июня по конец августа ( используется бензин класса С ) , зима - с 01.ноября по 30.апреля ( бензин класса F ) , переходный период - бензины класса F1 или E1 ) ; в теплый краях ( например в Краснодарском крае ) лето по понятиям стандарта ГОСТ Р 58166-2002 длится с 1.апреля по 31.октября ( бензины класса А ) , зима - с 01.декабря по 01.марта ( бензины класса С ) , в переходный период - бензины класса С1 . На самом деле я очень сильно осреднил данные из  ГОСТ 16350  . Кому надо - читайте первоисточник .

 3.2 Красители и вещества-метки

Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки .

3.3 Присадки

Автомобильный бензин может содержать моющие присадки, не ухудшающие его показатели и свойства .

3.4 Фосфор

Для защиты каталитических систем нейтрализаторов отработавших газов транспортных средств не допускается добавлять в бензин соединения, содержащие фосфор.

3.5 Кислотность

С целью ограничения кислотности бензина кислотность этанола, используемого в качестве продукта, применяемого при компаундировании, не должна превышать 0,007 % (по массе) в пересчете на уксусную кислоту .

3.6 Требования, определяемые климатическими условиями, и методы испытаний

3.6.1 Требования к эмульгируемости

Поставщики должны обеспечивать устойчивость эмульсии бензина с абсорбированной водой во всех климатических зонах. При возникновении опасности выделения воды в бензин следует вводить антикоррозионные присадки.

5. Правила приемки

5.1 Автомобильные бензины принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом), выданным на основании испытания объединенной пробы, отобранной по ГОСТ 2517, или приведенным в приложении А [ 5 или 6].

Каждая партия каждой марки бензина, находящаяся в обороте (за исключением розничной торговли), должна иметь паспорт продукции. Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), содержит: наименование и марку продукции; сведения об изготовителе (продавце) продукции, включая его адрес; нормативные значения характеристик, установленные настоящим стандартом для данного вида продукции; фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний; дату отбора проб; номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана; дату изготовления продукции; дату проведения анализа продукции, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в продукции присадок.

Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью.

При реализации продукции продавец по требованию покупателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие:

наименование продукции и ее целевое назначение;

информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция;

наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца;

номер партии продукции, поставленной для реализации;

массу нетто продукции в таре;

сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об отсутствии присадок;

знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности;

сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции.

Изготовитель (продавец) автомобильного бензина обязан в информационных материалах, размещенных в доступных для потребителя местах, указывать наименование и марку продукции, экологический класс автомобильной техники, для которой бензин рекомендован.

В сопроводительных документах, в паспорте на автомобильный бензин и его рекламе изготовитель (продавец) обязан указывать марку этого бензина и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен.

5.2 Устойчивость к окислению бензина изготовитель проверяет периодически не реже одного раза в квартал и дополнительно по требованию потребителя.

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов испытаний не менее чем в трех партиях подряд.

5.3 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблицах 1 - 3, проводят повторные испытания по всем показателям новой пробы, взятой из той же партии.

Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.

5.4 Бензин может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

7. Транспортирование и хранение

Транспортирование и хранение бензинов - по ГОСТ 1510.

8.Гарантии изготовителя

8.1 Изготовитель гарантирует соответствие бензина требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

8.2 Гарантийный срок хранения бензина всех марок - один год со дня изготовления.

 

3. Присадки к топливу

Для чего вообще используются присадки к топливу ? В данном случае мы говорим только о моющих присадках ( иногда в состав моющих присадок включаются и антифрикционные компоненты ) , содержание которых в бензинах большинства стран определяется законодательно . Так , негосударственная «Всемирная топливная хартия» , в состав которой входят  ААМ ( Alliance of Automobile Manufacturers, USA ) ,  ACEA ( European Automobile Manufacturers Association, Europe) ,  EMA ( Engine Manufactures Association, USA ) , JAMA ( Japan Automobile Manufacturers Association ) , настоятельно рекомендует использование "присадок , контролирующих отложения" ("deposit control additives") в бензинах для достижения уровня требований европейского стандарта DIN EN228 . Соответственно все бензины , продаваемые в США и в Германии обязательно включают в себя моющие присадки .

А что касается России ? Широко рекламируемые бензины BP Ultimate , Лукойл Экто и Шелл Пауэр - не что иное как обычные бензины с моющими присадками . Так для  для Лукойл Экто 92 используется присадка Afton Hitec 6430 ; присадка Afton Hitec 6437 - для Лукойл Экто 95+ и Лукойл Экто 98 Спорт ; присадка Keropur 3458N - для BP Ultimate и ТНК Пульсар , а присадка Keropur 3534 - для Shell V-Power . Хайтековские и БАСФовские присадки плохо совместимы друг с другом и не рекомендуется дозаправляться на БиПишных заправках , если Вы еще не выработали лукойловский Экто и наоборот .

Присадка BASF Keropur 3458N добавляется в пропорции 0,05...0,07 % . Используемая Шеллом другая BASFовская присадка BASF Nemo или Keropur 3534 - в пропорции 0,2 % , но она , как и американские присадки Afton Hitec 6437 , что использует Лукойл , содержит антифрикционные компоненты . В прочих присадках , используемых этими топливными компаниями , антифрикционных компонентов нет .

 

"Keropur" 3131 S45 N , оригинальный номер для заказа A000 989 2545/12 . Много где пишется , что этот продукт является совместной разработкой BASF и Daimler AG . Скорее всего это совсем не так . Патент на изобретение был подан химиками компании BASF Aktiengesellschaft ,Людвигсхафен, Германия ( Якоб, Клаус Петер ; Бар, Кристоф ; Шванн, Харальд ; Поссельт, Дитмар ) от 5 .февраля 1999 года  . Причем патент был получен на целую кучу присадок . Как продукт компании Мерседес-Бенц присадка начала продаваться только в 2002 году . Скорее всего просто тогдашнему ДаймлерКрайслру понадобилось средство , позволяющее эксплуатировать производимые им автомобили в страна , где бензин далек от совершенства . В России эта присадка стла особенно актуальная , когда пошли проблемы с зависанием клапанов на 271-х моторах и коксование форсунок ( уже при пробегах 3000...5000 км ) на первых 272-х и 273-х двигателях . А в те времена премиальные бензины ( напомню , что чуть выше говорилось от BP Ultimate , Лукойл Экто , Shell Power ) в России еще не продавались . Собственно А000 989 2545 и стала той европейской присадкой , которая позволяла избавиться от отложений на впускных клапанах , топливных форсунках , камерах сгорания . Но ! Соответсвенно , если Вы используете премиальные бензины ( уже содержащие моющие присадки ) выше перечисленных торговых марок , то использование

присадки А000 989 2545 либо нерационально , либо вредно для двигателя . Производители присадок очень точно регламентируют концентрацию присадок в бензине ( например для Keropur 3131S 45N , который и есть А000 989 2545 , пропорцией является баночка 100 мл на 65 литров топлива ( т.е. порядка 0,15%) . Представьте , что Вы добавляете 0,15% к уже имеющимся 0,2% в бензине еще с завода ? Да еще добавляете Керопур к Афтоновскому Хайтеку ( который в Луколе ) ?! Можно получить совершенно обратный результат .

 

Вообще Keropur - это тоговая марка топливных присадок компании BASF ( в США наряду Керопур менее известен . Главным образом басфовские присадки там продаются под торговой маркой Puradd® ( так уж повелось исторически)) . Активная составляющая Керопура - высокореакционный полиизобутенамин ( PIB или ПИБ) , который производится из чистого полиизобутилена ,  изготавливаемого на заводе в Антверпене. БАСФовский ПИБ имеет в своем составе 90% альфа - олефинов ( обычные ПИБы , производимые из бутан-бутиленовой смеси содержат не более 20% альфа-олефинов и далеки от высокореакционноспособных ПИБов по стабильности ) . Кроме него в состав присадки входят носители ( имеется ввиду несущая жидкость ) , деэмульгаторы , ингибиторы коррозии , иногда антифрикционные составляющие . Максимальной эффективности от присадки можно добиться , лишь подобрав ее состав под конкретный двигатель , ну или по меньшей мере под изготовителя двигателей . Так и появился Keropur 3131S45N , который предназначен исключительно для Мерседесов и в рекламных описаниях на оригинальных сайтах BASF Вы нигде не найдете о нем упоминания , т.к. он создан конкретно для Мерседеса и по просьбе Мерседеса и продается только Мерседесом в баночках 100 мл с номером A000 989 2545 . Для "подгонки" присадки" под конкретного производителя BASF применяет моторные методы испытания .

Кроме того важным показателем является вязкость продукта ( для изменения параметров присадки по вязкости используется разное процентное содержание растворителей - в частности "45" в маркировке 3131 S45N - именно содержание растворителя ) . Если же использовать присадку с меньшим или большим содержанием растворителя , то соответственно меняется процентное содержание активных элементов и необходимо пересчитывать дозировку присадки . Короче , чтоб не задумываться - используйте уже готовый бензин с моющими присадками ( желательно одной торговой марки ) или , если в Вашем регионе такие продукты не продаются - регулярно используйте A000 989 2545 ( заливать в бак перед заправкой баночку 100 мл на 65 литров топлива ) . Ну как-то так ....

Официально рекомендован для периодического применения на новых автомобилях Mercedes-Benz, эксплуатируемых в странах, в которых требования стандартов к бензинам автомобильным ниже соответствующих Euro-4 EN 228-2005 ( наш стандарт в аккурат приближен к DIN EN228 , но не содержит требований по обязательному содержанию моющих присадок ).

 

Для примера приведу технические характеристики присадки Keropur3458N ( является присадкой бензинов серии BP Ultimate ) . Сразу оговорюсь - это совершенно другой продукт , но задача с присадкой А000 989 2545 у них одинаковая .

Keropur 3458N представляет собой многофункциональную присадку к бензинам . Основывается на диспергаторе полиизолбутенамине , содержит синтетическую жидкость-носитель и ингибиторы . Защищает системы впрыска топлива и предотвращает образование отложений . Содержит эффективные ингибиторы коррозии , которые предотвращают образование  коррозии в баке и магистралях топливной системы .

 

Свойства Keropur 3458N:

 

Состав

Смесь PIB-моноамина, полиэфира и ингибитора коррозии

Внешний вид

Прозрачная желтоватая вязкая жидкость

Плотность

ок. 880 кг/м3 при 15°С (ASТМ D 4052)

Вязкость

ок. 70 мм2/с при 20°С (ASTM D 445)

Температура потери текучести

ниже -24°С (ASTM D 97)

Температура вспышки

выше 55°С (ASTM D 93)

Растворимость

Дает прозрачный раствор в органических растворителях и топливах, нерастворим в воде

 

Наряду с полимерными детергентами Keropur 3458N содержит оптимизированную комбинацию синтетических и минеральных масел в качестве разбавителей .

Хранение : стабильность сохраняется в течение минимум двух лет .

Безопасность : не следует сбрасывать в канализацию .