Защита авторских прав       Реклама на сайте        Обратная связь      

 

 

 

     

 

 

   

  Яндекс.Метрика

 

last update 11.06.13  22:55

 

www.MB-Info.ru © 2006-2013

 

Двигатели М104 для легковых автомобилей Mercedes Benz

 

   Вернуться на главную страницу                     Вернуться в раздел " Двигатели "                                   О сайте                          Справочная

       

Общие сведения

 

Рядный 6-цилиндровый мотор объемом 2,8 или 3,2 литра . Существовала также AMG-версии объемом 3,6 литра . Двигатель имел два распредвала и по 4 клапана на цилиндр . На моторах без распределителя зажигания впускной распредвал оснащался муфтой с электрогидравлическим приводом для изменения фаз газораспределения . Изменение фаз происходило без плавной регулировки – только два крайних положения ( «раньше» - «позже» ) .

Номер двигателя набит с правой стороны блока цилиндров в передней части двигателя над площадкой кронштейна генератора .

В зависимости от типа и года выпуска мог оборудоваться системами впрыска LH , HFM или ME2.0 . Нумерация цилиндров – начиная от цилиндра , ближнего к радиатору . Порядок работы цилиндров- 153624.

Существовал еще один двигатель с индексом 104 , заводское обозначение 104.900 , который устанавливался на минивэны Vito . Но то была другая песня – у Мерседеса не было компактного мотора объемом 2,8 литра  , пригодного для поперечной установки силового агрегата , и ничтоже сумняшеся туда вонзили фольксвагеновский мотор VR6 . Зачем присвоили индекс 104 уж наверно и сами не помнят .

Варианты моторов с впрыском LH снабжались системой зажигания EZL , неотъемлемой частью которой был распределитель зажигания ( с крышкой и бегунком , установленными на передней крышке на носке впускного распредвала ) . Варианты с системами  HFM и ME2.0 снабжались тремя спаренными катушками зажигания , каждая из которых работала на два цилиндра : 1-й с 6-м , 2-й с 5-м цилиндром , 3-й – с 4-м .

Мотор был крайне удачным , отлично уравновешенным . Но при всей свой надежности имел несколько врожденных дефектов :

- течь масла из-под ГБЦ справа в районе 1-2 и 5-го цилиндров . Устранялось заменой прокладки головки блока ;

- течь масла по т.н. П-образной прокладке между блоком цилиндров и передней крышкой головки блока . Устраняется заменой прокладки ;

- течь масла по корпусу теплообменника масляного фильтра . Устраняется заменой уплотнений теплообменника ;

 

 

M104.98

Photo:Daimler AG

 

m104.98

Photo:Daimler AG

104.94/99

Photo:Daimler AG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применяемость

 

Тип мотора

Шасси

Мощность ,кВт /об/мин

Рабочий объем ,см3

Степень сжатия

104.941

202.028

142/5500

2799

10,0

104.941

202.028

206/5750

3606

10,5

104.942

124.008,028,029,088

142/5500

2799

9,2

104.943

129.058

142/5500

2799

10,0

104.944

140.028

142/5500

2799

10,0

104.945

210.053

138/5500

2799

10,0

104.980

124.031,051,061,091

170/6200

2960

10,0

104.980

124.031,051,091

200/6500

3314

10,5

104.981

129.061

170/6200

2960

10,0

104.990

140.032,033

170/6200

3199

10,0

104.991

129.063

162/6200

3199

10,0

104.992

124.032,052,066,092

162/6200

3199

9,2

104.992

124.052,066,092

200/5750

3606

10,5

104.994

140.032,033

162/5500

3199

10,0

104.995

210.055

162/5500

3199

10,0

104.996

463.2

155/5500

3199

9,2

 

 

 

Компрессия  для моторов со степенью сжатия 10,0 должна составлять 13,5…15,5 бар ;

Минимально допустимая – 8,2 бар ; максимальная разница между цилиндрами не должна превышать 1,5 бар .

 

Блок цилиндров

 

Диаметры цилиндров

Диаметр цилиндра

104.98

104.99/94

Стандартный размер (буква А)

88,500-88,506

89,900-89,906

Стандартный размер (буква Х)

88,507-88,512

89,907-89,912

Стандартный размер (буква В)

88,513-88,518

89,913-89,918

Первый ремонт (буква А)

89,000-89,006

90,150-90,156

Первый ремонт (буква Х)

89,007-89,012

90,157-90,162

Первый ремонт (буква В)

89,013-89,018

90,163-90,168

Второй ремонт (буква А)

89,500-89,506

90,400-90,406

Второй ремонт (буква Х)

89,507-89,512

90,407-90,412

Второй ремонт (буква В)

89,513-89,518

90,413-90,418

 

Поршни

 

Размерность поршней

Диаметр поршня

104.98

104.99 /94

Стандартный размер (буква А)

88,473-88,479

89,873-89,879

Стандартный размер (буква Х)

88,478-88,486

89,878-89,886

Стандартный размер (буква В)

88,485-88,491

89,885-89,891

Первый ремонт (буква А)

88,973-88,979

90,123-90,129

Первый ремонт (буква Х)

88,978-88,986

90,128-90,136

Первый ремонт (буква В)

88,985-88,991

90,135-90,141

Второй ремонт (буква А)

89,473-89,479

90,373-90,379

Второй ремонт (буква Х)

89,478-89,486

90,378-90,386

Второй ремонт (буква В)

89,485-89,491

90,385-90,391

1) три селективные группы для поршней (бозначаются буквами A , X или B на днище поршня с противоположной стороны от стрелки , указывающей направление установки поршня) ;

2) ширина канавки под первое компрессионное кольцо - 1.52-1.55 мм ;

3) ширина канавки под второе компрессионное кольцо - 1.75-1.765 мм ;

4) ширина канавки под маслосъемное кольцо - 3.00-3.02 мм ;

5) расстояние от оси поршневого пальца до днища поршня - 33.0(104.98)/31.1(104.99) ;

6) на привалочной поверхности (со снятой головкой) блока цилиндров слева по ходу от отверстий цилиндров клеймением нанесены селективные группы отверстий цилиндров (А , В или Х ) . В цилиндр с маркировкой «А» можно устанавливать поршни селективной группы «А» или «Х» ; в цилиндр с маркировкой «Х» можно установить поршень «Х» или «А» или «В» ; в цилиндр с маркировкой «В» устанавливаются поршни «В» или «Х» . Данный пункт касается только ремонтов без изменения диаметра цилиндра . Если причиной ремонта была жалоба на повышенный шум , то рекомендуется устанавливать поршни , соответствующие цилиндрам , например поршень «А» в цилиндр «А» .

Для заказа поршней к номеру запчасти добавляется расширение: 52 – «А» ; 54 – «Х» или 56 – «В» .Поршни для моторов 104.98 не имеют углубления в днище , для моторов 104.99 – имеют углубление диаметром 74 мм и глубиной 1,3мм .

 

Коленвал

Каждый коленвал на заводе маркируется . Маркировка наносится лазером на носок вала в районе  звездочки цепи . Пример маркировки:

Е3,2 280296 4 GRBR_RGW 0 , где : Е3,2 – тип автомобиля , для которого предназначен вал , здесь 210.055 (E320) ; 280296 – дата проведения контрольной операции , здесь 28 февраля 1996 года ; 4 – номер измерительного стенда ; GRBR_RGW – цветовые коды селективных групп шеек коренных подшипников , начиная с первой ; 0 - ширина гнезда для упорных полуколец ;

 

Диаметр шеек коленвала под коренные вкладыши

Размер

Диаметр шейки ,мм

Цветовой код

Обозначение в маркировке

Стандарт

57,960-57,965

Голубой

B

Стандарт

57,955-57,960

Желтый

G

Стандарт

57,950-57,955

Красный

R

Стандарт 1

57,945-57,950

Белый

W

Стандарт 1

57,940-57,945

Фиолетовый

V

Ремонт 1

57,705-57,715

-

-

Ремонт 2

57,450-57,465

-

-

Ремонт 3

57,205-57,215

-

-

Ремонт 4

56,955-56,965

-

-

 

Размеры шеек коленвала под шатунные вкладыши

Диаметр шейки,мм

Ремонт

Цвет маркировка

Размер , мм

Стандарт

-

47,955-47,965

Стандарт 1 (до 12/93)

Желтый

47,945-47,955

Стандарт 1 (до 12/93)

Синий

47,935-47,945

1 ремонт

-

47,700-47,715

2 ремонт

-

47,450-47,465

3 ремонт

-

47,200-47,215

4 ремонт

-

46,950-46,965

Ширина шейки,мм

Стандарт

-

27,958-28,042

Ремонтный размер до :

-

28,300

 

Упорные полукольца

Размер

Ширина канавки на коленвалу под упорные полукольца , мм

Цветовая маркировка на противовесе 8 и 9

Обозначение в маркировке

Стандарт

24,500-24,533

Нет

0

Стандарт 1

24,600-24,633

Красная

1

Ремонт 1

24,700-24,733

-

-

Ремонт 2

24,900-24,933

-

-

Ремонт 3

25,000-25,033

-

-

В запчасти поставляются упорные полукольца толщиной 2,15 ; 2,20 ; 2,25 ; 2,35 и 2,40 мм ( в комплекте 2 штуки .

 

Диаметры посадочных отверстий в блоке цилиндров под коренные вкладыши

Диаметр постели коренного подшипника , мм

Номера коренных подшипников

Маркировка  (ударами керна)

Ширина вкладыша

62,500-62,506

1,5,7

Одна точка

19,979-20,000

62,506-62,513

1,5,7

Две точки

19,979-20,000

62,513-62,519

1,5,7

Три точки

19,979-20,000

62,500-62,506

2,3,4,6

Две точки

19,979-20,000

62,506-62,519

2,3,4,6

Три точки

19,979-20,000

 

Коренные вкладыши

Размер

Диаметр шейки

Цвет-код

индекс при заказе вкладышей

Толщина вкладыша,мм

Стандарт

58,00

Голубой

52

2,255-2,260

Стандарт

58,00

Желтый

54

2,260-2,265

Стандарт

58,00

Красный

56

2,265-2,270

Стандарт 1

58,00

Бело-голубой

57

2,263-2,268

Стандарт 1

58,00

Бело-желтый

58

2,268-2,273

Стандарт 1

58,00

Бело-красный

60

2,273-2,278

Ремонт 1

57,75

Голубой

52

2,375-2,380

Ремонт 1

57,75

Желтый

54

2,380-2,385

Ремонт 2

57,50

Голубой

52

2,500-2,505

Ремонт 2

57,50

Желтый

54

2,505-2,510

Ремонт 3

57,25

Голубой

52

2,625-2,630

Ремонт 3

57,25

Желтый

54

2,630-2,635

Ремонт 4

57,00

Голубой

52

2,750-2,755

Ремонт 4

57,00

желтый

54

2,755-2,760

1) зазоры в коренных подшипниках 0,030-0,045 мм радиальный и 0,100-0,250 осевой ;

 

Шатуны

1) длина шатуна между центрами составляет 148,995- 149,005 для моторов 104.94 и 144,995 – 145,005 для моторов 104.98 и 104.99 ;

2) диаметр посадочного отверстия шатуна под втулку поршневого пальца 24,500-24,571 , под вкладыш коленвала – 51,600-51,619 мм ;

3) допустимый зазор поршневого пальца в шатуне – 0,013-0,018 мм ;

4) максимально допустимая разница в весе отдельных поршней – 4 грамма ;

5) толщина шатуна в зоне втулки поршневого пальца и вкладыша -21,948-22,000 мм ;

6) зазоры в шатунных подшипниках – 0,020-0,050 мм радиальный ;

7) болты шатунов - М9х1 ;

8) длина нового болта 51,7…52,0 мм , максимальная вытяжка – 52,9 мм ;

9) диаметр шейки нового болта 8,5…8,7 мм , при максимальной вытяжке – 8,2 мм ;

 

Толщина шатунных вкладышей

Цветовая маркировка :

красный

желтый

Синий

Стандарт

1,806-1,810

1,810-1,814

1,814-1,818

1 ремонт

-

1,995-1,999

-

2 ремонт

-

2,060-2,064

-

3 ремонт

-

2,185-2,189

-

4 ремонт

-

2,310-2,314

-

 

Головка блока цилиндров

 

1) высота головки блока цилиндров (размер Н на рисунке справа)-135,9...136,0 . Минимально допустимая -135,5 мм.

2) расстояние (размер Т на рисунке справа) : 24,21-24,75мм для впускных клапанов и 22,21-22,75 для выпускных ;

3) маркировка прокладки ГБЦ для мотора 104.981 - А104 016 1620 , для мотора 104.990 - А104 016 1720 ;

4) длина нового болта М12 головки блока цилиндров составляет 160 мм , максимальная вытяжка - 162,7 мм ;

 

Распредвалы

 

Размеры шеек и постели распредвала

 

Шейка распредвала

Постель распредвала

Стандартный размер

29,947-29,963

30,434-30,450

Ремонтный размер

30,000-30,021

30,500-30,525

 

Маркировка распредвалов для моторов М104

Тип двигателя

Впускной распредвал

Выпускной распредвал

Стандарт

Ремонт

Стандарт

Ремонт

104.98 ( кроме Японии и США)

21

 

19

 

104.98 (Япония, США) с 08/89

23

 

24

 

104.98 с 02/90

33

34

35

36

104.98 с 08/89

43

 

41

 

104.98 с 11/89

45

 

47

 

104.99

59

60

57

58

 

1) сухари клапанов отличаются длямоторов 104.98 и 104.99 ;

2) наружный диаметр сухарей для 104.98 - 10 мм , для 104.99 – 9 мм ;

3) высота сухаря соответственно 9,1-9,5 мм и 9,2-9,8 мм ; соответственно отличаются и тарелки клапанных пружин ;

 

Прочие параметры двигателей М104

 

Моменты затяжки

1. Болты крышек распредвалов М8х45  - 21 Нм

2. Центральный болт шкива коленвала - с маркировкой «10.9» ( под болт устанавливались четыре тарельчатые шайбы )– 200 Нм + 90 град.; с маркировкой «8.8» (под болт устанавливалась коническая втулка )- 370 Нм ;

3. Болты крепления шкива коленвала М8 х 48 – 25 Нм ;

4. Болты клапанных крышек 10 Нм ;

5. Болты ГБЦ : болты М8 – 21Нм ; болты М12 – первый шаг 55 Нм , второй шаг доворот на 90 град.,третий шаг – еще доворот на 90 град .

6. Болты М8 крепления передней крышки к блоку цилиндров ;

7. Болты задней крышки – 10 Нм ;

8. Болты масляного поддона : М6 – 10 Нм , М8 – 25 Нм ;

9. Пробка масляного поддона М12 – 25 Нм или М14 – 30 Нм ;

10. Болты крышек коренных подшипников : первый шаг 55 Нм , второй шаг – доворот на 90 град .;

11.Болт крепления маховика к коленвалу – 45 Нм + 90 град.; До мая 1995 года устанавливались болты М10х1 с канавкой и 12-гранной головкой . Длина болта нового 22+0,2 мм ; максимальная вытяжка – 22,5 мм . Диаметр канавки нового болта 8,5-0,2 мм , при максимальной вытяжке 8,0 мм . После мая 1995 года стали устанавливаться болты с внутренним TORX  . Эти болты необходимо менять при каждой операции снятия-постановки маховика или опорной пластины .

12.Болты и гайки впускного коллектора 25 Нм ;

13.Гайка выпускного коллектора 20 Нм ;

14.Свеча зажигания 28 Нм ;

15.Болт крепления стартера 42 Нм ; гайка крепления клеммы 30 к стартеру 14 Нм , клеммы 50 - 6 Нм ;

16.Болт крепления генератора 42 Нм ; гайка крепления клеммы В+ к генератору 15 Нм , клеммы D+ 4 Нм ; гайка шкива генератора 80 Нм ;

17.Болты шатунных крышек . Длина нового болта 52-0,3 мм , максимально вытянутого – 52,9 мм . Для болтов двигателей 104.98 выпуска до 11/90 момент затяжки 30 Нм + доворот на 90-100 град. ; для болтов двигателей выпуска с 11/90 : новых 40 Нм + доворот 90-100 град., ранее стоявших – 30 Нм + доворот 90-100 град.

 

Давление масла

Частота вращения,об/мин

Давление масла при температуре масла 80 град.С , новом фильтре , бар  ( приблизительно )

600-750

1,3

1000

2,2

2000

4,8

3000

5,1

4000

5,3

* давление измеряется путем подключения манометра 0-10бар вместо датчика давления масла (установлен на корпусе масляного фильтра) ;

 

Масляный щуп

1) для моторов 104.99,94 имеет маркировку 603.22 . Длина щупа от упорного кольца до метки «min» 552мм , а между метками “min” и “max” 20 мм ;

2) для моторов 104.98 щуп имеет маркировку 10407 .

 

Система охлаждения

Термостат : температура начала открывания 85…89 град ; максимальное открытие – при температуре 102 град.С .

 

Крышка расширительного бачка :

1) с индексом «140» : избыточное давление 1,4+0,1 бар , что соответствует давлению паров жидкости ( концентрат с температурой замерзания -37 град) при температуре 130…134 град. С ;

2) с индексом «140/200» ( с двухступенчатымредукционным клапаном ) : избыточное давление 1,4+0,1 бар – первая ступень и 2,0+0,1 – вторая ступень , что соответствует давлению паров при температуре 137…143 град ;

 

Параметр

тип 129

тип 140

тип 202

тип 210

Температура блокировки вискомуфты , град

92-100

92-100

102-110

92-100

Отключение вискомуфты при оборотах двигателя ,об/мин.:

3250

3420

3580

3420

Температура включения / отключения первой скорости допвентилятора , град

100/95

100/95

100/95

100/95

Температура включения / отключения  второй скорости допвентилятора , град

107/100

115/107

115/107

115

Давление хладагента в кондиционере , при котором происходит вкл/откл первой скорости допвентилятора , бар

 

14/12

16/13

14

Давление хладагента в кондиционере , при котором происходит вкл/откл второй скорости допвентилятора , бар

20/15

20/17

20/17

20

Температура ОЖ , при которой кондиционер переходит в пульсирующий режим ( 20 сек. Вкл., 20 сек. Выкл.) , град

121-123

121-123

121-123

121-123

Температура ОЖ , при которой происходит аварийное отключение кондиционера , град

126-128

126-128

126-128

126-128